Поездка в США по Work and Travel


Многие слышали или читали про программу работы студентов в США Work&Travel, но немногие окунулись в этот мир.

Что же это на самом деле и как выглядит изнутри?

Об этом замечательный рассказ ниже.

США Work&Travel

Время ускоряется как дрэгстер на четырёхстометровке…

Школа, университет, работа, свадьба, малыш…

Подумать только, уже прошло пять лет

с того момента как я окончил университет.

Как и у всех, со студенчеством у меня связано много интересных событий, но сегодня я хочу поговорить о событии, которое перевернуло моё мировоззрение полностью.

Событие, которое за короткий промежуток времени дало столько жизненного опыта, сколько, порой, невозможно получить за многие годы.

Событие, которое радикально улучшило моё знание английского языка, расширило кругозор и позволило мне впоследствии очень комфортно себя чувствовать в любой новой незнакомой среде.

Речь идёт о моей поездке в США летом 2006 года.

Поездке по программе Work and Travel, «трудись и путешествуй» 🙂

Суть заключалась в следующем: оплачиваешь порядка $800 за участие в программе, ищешь рабочий контракт на летние месяцы в США, собираешь и подаёшь комплект документов на визу, проходишь собеседование в посольстве и, если повезёт, получаешь разрешение на поездку. Шансы успешного получения визы были 50/50 (на тот момент визы давали ещё в Минском посольстве США). Половине моих бывших одноклассников, с которыми я подавал документы в посольство, визу не дали. Я попал в число счастливчиков и получил разрешение.

Сыграла роль моя искренность на собеседовании и более-менее сносное знание английского языка. Волновался я очень сильно, но всё прошло хорошо.

Итак, контракт оформлен, виза получена, билеты на самолёт куплены, в июне 2006 года мы с отцом выезжаем в Москву, чтобы вылететь из «Шереметьево» в «Логан Интернешнл Эйрпорт» в Бостоне.

США Work&Travel

Немного отступлю, почему выбор лёг на Бостон.

Изначально job offer (рабочий контракт) был оформлен в штат Огайо. Я нашёл работу в передвижном цирке. Работа тяжёлая, оплата не очень большая, но это был единственный легальный контракт (из примерно трёхста отправленных анкет), который мне подтвердили. После получения визы стал вопрос: а стоит ли мне на самом деле ехать в Огайо, чтобы месить навоз тигров? Нашёлся старый знакомый отца, который жил в пригороде Бостона. Он пообещал помочь с работой и жильём. Именно поэтому Я отменил контракт с Огайо и из Москвы вылетал в Бостон.

Перелёт с пересадкой в Милане прошёл отлично. Первый перелёт в жизни, первый самостоятельный перёлёт, первая поездка в одиночку в совершенно незнакомую страну. Можете представить мои эмоции, ведь мне было 19 лет 🙂 Но всё прошло хорошо, в Бостоне меня встретили…

США Work&Travel

Я прилетел. Первое впечатление, конечно, шок. Я попал в декорации голливудского фильма 🙂 Американские тачки, хайвеи, умопомрачительные развязки и тоннели в Бостоне. Нет, я был до этого в Европе (конкретно в Бельгии), и не раз. Но Америка немного другая. В ней всё так же как и у нас, но немножно по-другому 🙂

Вообще эта мысль постоянно преследовала меня в течение трёх месяцев.

ПДД другие — немного замороченные, но когда въезжаешь в суть, понимаешь, что садиться за руль может и ребёнок.

Автомобили другие (всё это избито, банально и рассказано не раз, но я повторюсь, ведь речь идёт о моих впечатлениях).

У нас 2006-м (да, в принципе, и сейчас) автомобиль гольф-класса для большинства считается оптимумом, мотор 1.6-2.0 самое-то, дизель в приоритете (это касается Беларуси, в России всё-таки в фаворе бензин), коробка лучше МКПП, то в США всё наоборот.

США Work&Travel

Пикапы, пятиметровые седаны, огромные минивэны, минимум 3,5 литра под капотом, а лучше что-то около пяти 🙂 Тип топлива — только бензин (цена на бензин в то время была такая же, как и в России). Коробка, только автомат — «стики» («stick», т.е. «палка» — так называют МКПП в США) американцы недолюбливают, но, признаюсь, уважают водителей, которые умеют ездить на механике.

И главное, я понял почему американские машины так отличаются от европейских… Дело в иной инфраструктуре и особой любви к удобству.

Что касается инфраструктуры: исторически в США было достаточно много пространства. Паркинги строились большими, дороги широкими. От этого, почему бы и не использовать большие машины? Они дают плюс в комфорте, внутреннем пространстве и безопасности.

Что касается больших моторов, до поездки я думал это прихоть и понт. Отнюдь. Общественный транспорт в пригородах крупных городов (по крайней мере в Массачуссетсе в 2006-м) был развит слабо — автобусы редкие, остановок практически нет. Даже тротуаров в маленьких городах нет.

В итоге для решения транспортных вопросов в пригороде (а большая часть американцев всё-таки живёт в пригородах) все пользуются личным транспортом начиная с 14 лет и заканчивая в глубокой старости. Дороги узкие, в основном двухполосные. А на работу едут все. Оттого и трафик серьёзный. Все едут не нарушая (за нарушения ого-го какие штрафы предусмотрены), поток очень плотный и, выезжая со второстепенной, безопасно вклиниться в маленькое окошко этого трафика можно только если под капотом у тебя 5.0 V8, который выплёвывает тебя в поток с 0 до разрешённых 35 миль/ч за полсекунды 🙂

Далее мелочи, но они тоже создают особую атмосферу: в розетках вместо 220 вольт — 110, выключатели «крючками», а не «клавишами», температура в «фаренгейтах», а не в «цельсиях», объёмы жидкости в «галлонах», а не «литрах», а также прочие «инчи», «фиты», «унции»…

Даже бытовая техника, и та отличается.

Стандартный размер плиты/микроволновки/холодильника увеличен раза в полтора. Да, американцы помешаны на всём большом 🙂

Но ведь это действительно удобно.

Я правда, проникся!

И ещё я проникся американским подходом к комфорту.

Всё должно быть сделано для того, чтобы бытовые мелочи были максимально облегчены. В раковине на кухне «диспоузеры» — измельчители для остатков еды, стирка только с сушкой (меня поразило, что хозяйки утюгами не пользуются вообще — после сушки вещи сами становятся довольно гладкими), кондиционеры повсюду, телеканалы только с функцией записи программ. Уборные приличного качества тоже на каждом шагу.

И сервис, сервис, сервис…

Абсолютное большинство людей, работающих обслуживающим персоналом, улыбчивы и доброжелательны. К этому очень быстро привыкаешь. А отвыкнуть невозможно никогда (прошло уже много лет, а я до сих пор плююсь от белорусского и российского сервиса).

США по Work and Travel

В учреждениях и на дорогах все знаки/указатели/обозначения установлены в комфортных местах и текст написан крупным шрифтом. Важную информацию не нужно искать. Вообще не нужно напрягаться по мелочам. Всё сделано для максимального удобства. Все более-менее крупные учреждения в пригородах имеют «drive-through», аналог «мак-драйва» в МакДаке. Даже задницу из машины не нужно доставать, чтобы решить дела в банке/аптеке/магазине и т.д. Отчасти и из-за этого ожирение у населения развивается 🙂

Итак, я приехал… Встреча папиного друга прошла достаточно тепло. На парковке аэропорта нас встречал один из последних настоящих американский фуллсайзов — Mercury Grand Marquis чёрного цвета.

США Work&Travel

4.6 V8, всего лишь чуть за двести л.с., но какой породистый «булькающий» звук 🙂 По словам друга отца, в 2006-м году на таких машинах всё ещё передвигалось особое подразделение полиции (аналог белорусской «Стрелы»), поэтому окружающие участники дорожного движения периодически освобождали ему полосу и вообще на всякий случай старались держаться от него подальше 🙂

По дороге из аэропорта я успел краем глаза посмотреть Бостон, проехать по Zakim Bridge.

США Work&Travel

Полтора десятка миль по хайвею до городка Stoughton, и вот я на новом месте. В ближайшие несколько месяцев мне предстояло жить в среднестатистическом американском коттедже.

США Work&Travel

Обычный дом, разделённый на две половины, соответственно в нём живут две разные семьи. Половина дома на тот момент стоила что-то около $150000, обычная цена на дом в пригороде на тот момент. Недорогой кредит позволял американцам достойно решать жилищные проблемы. В доме два этажа, гараж, санузел на каждом этаже, индивидуальная система отопления и кондиционирования, а также «бейсмент» — маленькая комнатка в подвале с выходом на задний дворик. Мне предстояло жить в «бейсменте». Для неподготовленного человека упоминание о «подвале» звучит ужасно.

Но на самом деле всё очень даже неплохо.

США Work&Travel

В «бейсменте» у ребят находилась детская (оттого на фото столько игрушек). Спать предстояло на надувном матрасе. В самой комнате был диван, стол, отдельный туалет.

США Work&Travel

В паре метрах (или в десятке фитов) расположена сауна с душем. Т.е. все необходимые мне удобства были на моём же этаже. И это было здорово, на самом деле. Также в комнате находился незнакомый мне до этого прибор — «дехьюмидифаер», по-русски, «осушитель воздуха».

Дело в том, что Стоутон расположен в паре десятков километров от Атлантического океана и воздух в округе очень влажный. Эта коробка осушает воздух в помещении, ибо в такой постоянной влажности жить достаточно некомфортно (опять же мелочь, символизирующая любовь американцев к комфорту). Коробка молотила примерно часов 10 в сутки, испаряя из комнаты за это время примерно 3-4 литра воды.

На первом этаже была гостинная и кухня. На втором — хозяйская спальня, детская…
Своё знакомство с первым этажом я начал с того, что с размаху ударился головой о телевизор, прикрученный к стене.

США Work&Travel

Искры из глаз, огромная шишка и судорожные попытки найти что-нибудь холодное в морозильнике для того, чтобы приложить ко лбу. Хозяев дома не было, спросить было не у кого, пришлось искать самому. Первое, что попалось мне под руку… тадам! пельмени «Сибирские» 😀 Вот что значит жить у эмигранта 🙂

Через несколько дней я понял где в Америке можно найти русские пельмени — ребята вывезли меня в Бостон и мы посетили русский магазин «BAZAR».

Там есть всё, что нужно скучающей душе эмигранта: русский хлеб (выпекают на месте по русским рецептам), русская колбаса, русские конфеты, русские консервы, пиво «Балтика-7», ну и вышеупомянутые пельмени 🙂

Кстати, единственным продуктом из Беларуси, который я нашёл в этом магазине, была упаковка селёдки «Матиас». Единственное, чего не хватало на тот момент эмигрантам в США — русские чёрные семечки подсолнуха. Меня их просили привезти, и привёз я их килограмма три, не меньше 🙂
На втором этаже мне было делать нечего, а вот по округе можно было немного прогуляться…

Очень тихий американский пригород. Одноэтажная Америка, прям по Ильфу и Петрову 🙂 Как я уже и говорил, узкие улицы, пруды, интересные припаркованные тачки…

США Work&Travel

Наш домик имел такой бэкъярд.

США Work&Travel

Т.к. я жил у эмигранта, вместо газона у него само собой были посажены помидорки, берёзки (без шуток), а также стояла скамеечка с мангалом 🙂 Спустя несколько дней мы жарили баранину на этом мангале и с нами случилась интересная история, но об этом позже. А пока, мучаясь от джет-лэга (8 часов разницы часовых поясов как-никак) и ноющей шишки на голове, я продолжал своё знакомство с Америкой. В описанной окружающей обстановке мне предстояло найти работу и жить три месяца…

После небольшого обустройства я получил «соушл секьюрити намбер» — номер социального страхования. Это уникальный номер, который присваивается каждому гражданину и легальному резиденту США.

США Work&Travel

У меня возникло ощущение, что над этим куском картонки трясутся сильнее чем над паспортом, ID и прочими документами.

По-сути, это главный идентификационный номер гражданина в стране. Без него не получить легальную работу, не открыть счёт в банке, не получить ещё огромное количество американских плюшек.

Так вот, получил я SSN, далее последовал двухнедельный период поиска работы. В американском пригороде наиболее вероятным для меня вариантом представлялась работа в качестве обслуживающего персонала какой-нибудь забегаловки или магазина.

Изначально, ещё до вылета в США, по телефону мы предварительно договорились с папиными друзьями эмигрантами о том, что они постараются меня устроить к знакомому в «соушл транспортейшн», т.е. компанию, которая оказывает услуги перевозок инвалидам и престарелым людям. Предполагалось, что мне дадут специально оборудованный фургон, навигацию и гоу, мальчик, работать 🙂 Перспектива провести лето в Америке за рулём меня очень радовала, не навоз тигров опять же 🙂 Но в реальности этот знакомый как-то пошёл на попятную, а когда я попытался получить американские права… О, это отдельная история 🙂

В Массачуссетсе на тот момент можно было ездить (и по-моему работать) по национальным правам не более 4-х месяцев, что для меня было более чем достаточно. Я решил уточнить действительно ли мне разрешено ездить в США по моим национальным правам и с этой целью обратился в департмент, занимающийся оформлением прав. Но когда я протянул свои белорусские права девушке, сидящей на ресепшене, она сделала очень круглые глаза.

США Work&Travel

Она и знать не знала, что есть такая страна Беларусь, в которой даже права выдают. Сказала, мне что моё удостоверение для езды по Массачуссетсу совсем не катит и мне необходимо получить местный driver’s license.

Меня эта процедура совсем не радовала, а в связи с тем, что работа на фургоне мне обломалась, я здраво решил отказаться от затеи получения прав и заниматься поиском более простой работы.
Проехав, навскидку, шесть точек (забегаловки, кафе, кофейни, магазины, заправки) мне улыбнулась удача в McDonald’s.

США Work&Travel

Менеджмент ресторана (хотя рестораном его можно назвать с большой натяжкой) — белые чистокровные американцы. Среди моих коллег по субординации большое количество американских школьников в возрасте 14-16 лет, бразильцы и один чувак из Гвинеи Биссау. Впоследствии мы с ним вполне себе подружились 🙂

Я заполнил все необходимые документы, прошёл инструктаж, получил рабочую форму и приступил к работе. Нет, вру. Пришлось решить ещё несколько организационных вопросов: купить кроссовки радикального чёрного цвета для работы на кухне (требование корпоративного стиля — купил в ближайшем сторе за 30 баксов), открыть счёт в банке (открыл в ближайшем «Bank of America») и решить вопрос транспортировки на работу (одолжил у своих эмигратнов старенький велосипед).И только после этого я приступил к работе.

США Work&Travel

Итак, ставка — $7 в час.

Мне предстояло работать каждый будний день с 6 a.m. до 2 p.m. (т.е. с 6:00 до 14:00 по нашему), добираться на работу примерно 5 км на велосипеде по обычной американской пригородной двухполоске с серьёзным трафиком, обедать можно было на месте (сотрудникам давали 50% скидку на собственную продукцию).

В список моих обязанностей, как и полагается вновь прибывшему рабу сотруднику, входила уборка кухни и зала, вынос баков с мусором, мойка посуды в конце смены в огромных раковинах с убойным heavy duty degreaser’ом — профессиональным средством для мытья посуды, которое легко отмывало любой закоревший жир. Работать можно было только в перчатках, более ядрёного чистящего средства я ещё не встречал (и сейчас когда я смотрю на предостережения на этикетках обычного FAIRY я просто улыбаюсь).

Практически сразу же меня повысили, разрешив мне готовить утренние омлеты и маффины. А ещё спустя некоторое время я сам стал справляться с приготовлением гамбургеров и всяких обжаренных наггетсов 🙂 Для новичка, работа была достаточно интересная. Очень много нюансов, которые необходимо было запоминать (например, котлеты для обычных гамбургеров до готовки похожи на куски розового пластика и жарятся в пресс-машине за 40 секунд, а котлеты для более крупных Big’n’Tasty и четвертьфутовых жарятся 105 секунд, после приготовления гамбургеры в режиме ожидания можно было хранить не более 15 минут, …)

Было много интересных людей вокруг: весёлый менеджер-португалец, отлично развлекавший всех сотрудников и особенно девчёнок, хмурый менеджер-американец, с которым я через какое-то время разгорячённо беседовал насчёт противостояния СССР и США в годы холодной войны. Чувак разгорячился не на шутку 🙂

Был у меня напарник из Гвинеи Биссау, проживший на тот момент в штатах 16 лет и до сих пор не имевший легального статуса (т.е. риск депортации в любой момент). Была глуповатая бразилианка, которая роняла волосы в гамбургеры, затем роняла эти гамбургеры на пол, очень плохо говорила по-английски, но постоянно улыбалась (и этим порядком раздражала меня). А ещё был мальчик-бразилец, на год старше меня… «Одарённая личность», про него будет отдельная история 🙂

Очень интересен внутренний распорядок ресторана.

На работе, как я уже говорил, я обязан быть в шесть утра. В течение часа мы подготавливаем кухню к первым клиентам и уже в семь утра в ресторан подгребает тусовка старичков. Каждый день! Плюс-минус десять бодрых дедков и бабулек каждое утро встречаются вместе, чтобы перетереть свои стариковские новости, обсудить повышение пенсии и узнать когда снова после ремонта откроется РАЙСОБЕС галлон бензина будет стоить меньше трёх долларов, откушать маффинов и скремблд эггс (омлет по нашему).

Далее поток клиентов в ресторане был достаточно скромный, в 11 утра утреннее меню меняется на обеденное (исчезают яйца и маффины, появляются классические гамбургеры, наггетсы и прочий бекон). Но ближе к полудню начинался ад.

Очереди становятся сумасшедшими, количество голодных ртов зашкаливает и всех их нужно было очень быстро обслужить. И именно в такие пиковые моменты понимаешь насколько серьёзно организован техпроцесс в макдаке.

Примерно восемь касс, кассиры принимают заказ и сразу же заносят его в базу заказов. Мговенно (ещё в стадии формирования заказа) позиции становятся видны на кухне на отдельно мониторе и уже в этот момент два-три сотрудника на кухне могут начинать готовить заказы.

К моменту оплаты заказ чаще всего оказывается готов, остаётся только колу в стакан налить. Со стороны движения сотрудников кажутся хаотичными, но на самом деле система очень упорядочена. В час-пик каждый человек выкладывается на 100% на своём рабочем месте, иначе никак, ведь весь персонал работает в синхронном напряжённом ритме. К двум часам поток людей мельчает и я могу двигать домой, скушав заслуженный гамбургер. Знаете сколько гамбургеров я съел за 3 месяца?

Навскидку, 250 штук 🙂

Холодные, горячие, с беконом, с кетчупом, с огурцами, с сыром, с картошкой… Миллиард вариаций.

Меня до сих пор от них немного подташнивает, но я сознательно не ел другую еду. Я ехал работать, соответственно целью намба уан был максимальный заработок. А значит, экономить предстояло на всём, в т.ч. и на еде. А зачем покупать еду где-то ещё, если на работе её можно брать со скидкой 50%, а в смену лояльного менеджера вообще бесплатно.

Честно говоря, не советую повторять этот опыт 🙂 Я сильно похудел и не очень хорошо себя чувствовал после этого трёхмесячного марафона. Но об этом в последней части.

После работы вторую половину дня я отдыхал, а ещё на первых порах я позволял себе невиданную роскошь — двое выходных в неделю. Я катался на велике по округе, ездил со своим эмигрантом на хоккей (товарищ, как и мой отец, любил побросать шайбу).

США Work&Travel

С этим же товарищем тестировал на хайвее его Grand Marquis — 118 миль/ч до ограничителя, при этом громко слушая русские попсовые песни.

С попсой получилась вообще интересная тема. Терпеть её не могу. Не переваривал её ни в каком виде, и сейчас не очень люблю.

Но тогда, двигаясь по американскому хайвею на высокой скорости, на американской же машине, я словил особый кайф, слушая Виагру и ещё каких-то там блестящих. В десятке тысяч километров от родины появляется особый тип ностальгии, который заставляет тебя с удовольствием смотреть по TV обамериканенный ОРТ и слушать русскую попсу. Этот момент настолько въелся в мою память, что теперь слушая те конкретные попсовые песни на меня накатывают не рвотные позывы, а ностальгия… Но уже по Америке. Интересная это штука, психология 🙂

Мы парились в сауне, отдыхали…

Интересная история приключилась когда мы решили пожарить шашлыки. У ребят на бэкъярде, как я уже говорил, был оборудован мангал со скамеечкой, чуть дальше росли помидорки (я даже помогал их подвязывать) и тру-рашн-берёзка 🙂

Так вот жарим мы шашлыки, баранину вкусную. Соседи к нам подгребли, разговоры с ними разговариваем.

США Work&Travel

Мимо с сиреной проехала пожарная машина. Дальше разговариваем. Снова проехала та же пожарная машина, только в другую сторону. Мы обращаем на это внимание и так, полушутя, замечаем, что мол идиот наверное какой-то вызвал, адрес не указал, вот и мечется машина. Сидим, дальше разговариваем и вдруг, из-за угла выходит настоящий пожарный (в маске, амуниции, с баллоном, ну реально герой из фильма »Обратная тяга»). Мы молча смотрим друг на друга, а потом нас разбирает смех 🙂

Пожарный говорит, что из соседнего дома вызвали, говорят из нашей стороны дым какой-то идёт 🙂 Походил вокруг мангала, сказал что всё у нас «сэйфти» и добавил, что всякий подобный вызов для американского налогоплательщика обходится $600. Сел в пожарную машину и уехал. Это было очень колоритно, долго ещё этот случай вспоминали 🙂

США Work&Travel

Но долго такая лёгкая жизнь продолжаться не могла. Дело в том, что до того как я устроился на работу арендная плата за моё жильё не была определена. Как там в Сергею Бодрову говорили? «Мы гусские дгуг дгуга не обманываем» 🙂

Сразу же после приезда на мой вопрос о стоимости аренды комнаты папин товарищ-эмигрант сказал: — «Денег с тебя не буду брать пока не найдёшь работу, а там разберёмся». Нашёл работу, разобрались.

$550 в месяц за комнату в бэйсменте с правом пить утренний кофе на кухне. В самом Бостоне мне предлагали комнату на двоих за $250 в месяц.

Я не гордый, мог бы и пожить с кем-нибудь вдвоём. А сам Бостон и 20 миль от Бостона — это две большие разницы в плане возможностей трудоустройства.

Итак, я сижу в 20-ти милях от Бостона, на поиски первой работы ушло почти две недели. Уехать и искать жильё дешевле с риском долгого поиска новой работы? Или продолжать сидеть на этом месте, пытаясь вырвать как можно больше денег в сложившихся условиях? Я не рискнул и выбрал второе. Проработав недельку-полторы в Макдаке я понял, что работая в таком ритме я ничего не привезу домой кроме опыта. А хотелось бы привезти ещё и денег. И я принял решение искать вторую работу…

Работа в МакДаке приносила определённый доход, но сопоставив доходы и расходы я достаточно быстро понял, что с таким уровнем заработков я быстро проем последние штаны сяду на дно бесконечной лестницы американского самосовершенствования. Нужно было увеличивать доходы и я принял решение искать вторую работу.

Дело достаточно хлопотное, с учётом моей полной занятости. Наниматели хотели видеть меня только на full-time job, part-time никого не устраивал.

Ресторан в North Attleboro, близлежащие кофейня Starbucks, плюшечная Dunkin Donuts, заправка Mobile 1, супермаркеты CVS-Farmacy и Walgreens — all of them have failed никто из них меня не принял. Такого количества анкет и встреч с менеджерами у меня до этого никогда не было. А с учётом того, что все собеседования проходили на английском языке, было вдвойне веселее. Сперва было достаточно стрёмно, но я достаточно быстро втянулся. Удача привалила мне в ресторане Wendy’s. Для не знающих поясню.

В Америке очень серьёзная конкуренция в любом бизнесе, рестораны быстрого питания не исключение. McDonald’s, KFC, Burger King, разные мексиканские бургеры ну и, конечно, Wendy’s. По сути Wendy’s и есть основной конкурент McDonald’s в США. Я представляю как были рады менеджеры, когда к ним заявился сотрудник главного конкурента в полной амуниции 🙂

Wendy's Sells Major Stake In Arby's To Private Equity Group

Меня сразу с удовольствием приняли и предложили зарплату на 10% выше, чем в Маке 🙂

Работать, нужно было full-time, т.е. полный рабочий день, во второй половине дня. В первой половине дня я работал на full-time в МакДаке. График жёсткий, сами понимаете. С 6-ти утра до 2-х дня я работал в МакДаке, а с 6-ти вечера до 2-х ночи я работал в Уэндиз. И вот с этого момента всё и началось…

Голоса в ушах…
Опоздания на работу из-за недосыпания…
Регулярное употребление Red Bull’а…

Специалисты наверняка решат что у меня есть какая-то форма отклонения. Вероятно, я латентный трудоголик 🙂

Работы было так много, а времени отдохнуть было так мало, что работать приходилось просто на износ. В среднем приходилось работать не меньше 95-ти часов в неделю, а рекордом стало 108 часов в неделю. Разделите на количество дней в неделю и вы поймёте насколько эта цифра серьёзна.

К проблемам добавлялась погода. Утром было чертовски холодно, примерно +6, а в обед ужасно жарило солнце — +40. Перепады недетские и я никак для себя не мог определиться как поступить лучше — надеть майку и замёрзнуть по дороге на работу, или надеть куртку и изжариться по пути с работы.

Проблема с питанием решилась просто. Я работал в фастфуде, работникам полагалась 50% скидка на собственную продукцию. А некоторые менеджеры разрешали брать бесплатно. Поэтому у меня начался трёхмесячный сравнительный тест гамбургеров McDonald’s и Wendy’s 🙂

Но на самом деле… всё было чертовски интересно. Новые люди, новое мышление, новая обстановка. Я быстро втянулся, нашёл новых друзей и начал работать не покладая рук.

Конечно я перепробовал практически все виды работ в ресторане: вынос мусора, уборка помещения, уборка на парковке, мытьё посуды, приготовление различной еды, разгрузка грузовиков с полуфабрикатами, работа на кассе и, конечно, работа на drive through (аналог Мак Драйва в России). Последнему пункту я особо благодарен, хотя тогда для меня это был дичайший стресс. Нужно было стоять с наушниками и принимать заказы по рации от приезжающих клиентов.

Сами по себе американцы говорят не очень разборчиво, особенно для тех кто об английском только краем уха слышал в школе и то в формате «Лондон из зе кепитл оф Грейт Бритн». Так ещё и рация хрипела и шипела так, что даже, говори клиенты по-русски, понимать суть разговора было бы очень тяжело 🙂 У меня был средний уровень английского, как мне казалось перед поездкой. Но я понял, что ничерта не понимаю этих жующих буквы американцев 🙂

Я краснел, бледнел, потел и злился, переспрашивал и повторял заказ по 3-4 раза, американцы тоже злились и явно матерились на менеджера, который поставил такого болвана, как я, принимать заказы 🙂 Но благодаря этому жёсткому опыту я теперь достаточно комфортно общаюсь с носителями английского языка. Это круто, это очень помогает мне в жизни.

Итак, я работал. Работал достаточно много.

По возможности, всегда брал на себя работу, если другие от неё отказывались. Хорошо помню как меня благодарили девченки за то что взял их смену на 4th July — День независимости. Хотя работать из-за этого пришлось 18 часов в сутки. Пережил я весь этот трёхмесячный напряг достаточно стойко (здоровье не пошатнулось, похудел только сильно). Но кое-какие моменты вспоминаются особо.

Сейчас они забавляют, но тогда местами было не до смеха. Повторять однозначно не буду и другим не рекомендую. И расскажу подробно, чтобы желающие перебраться туда знали, через что им придётся пройти, если они захотят чего-то там достичь. Попытаюсь вспомнить некоторые из забавных моментов:

Не прошло и месяца как я повздорил с одним из неприятнейших менеджеров МакДака — Марком — который был не очень эмоционален и по отношению к русским, как оказалось, немного застыл во временах холодной войны. Суть спора я не помню, но это было что-то о противостоянии СССР и США в 70-х. Я начинал спор в шутку, но очень удивился, когда Марк всерьёз завёлся, доказывая превосходство США, столько лет ведь прошло. Каждый остался при своём мнении, но некоторая напряжённость в отношениях осталась вплоть до моего отъезда.

Через месяца полтора работы я стоял на кассе Wendy’s (о, это были лучшие моменты). Молодой парень даёт мне $10, просит гамбургер, я ему пробиваю кассу, даю сдачу с десятки. Он стоит и не уходит. Говорит, мол, я ж тебе сотню давал, чё ты мне мелочь суёшь. Ну спокойно абсолютно, без капли хамства (как это было бы у нас). Просто терпеливо ждёт. Вызов менеджера, открытие кассы и да, действительно я в запаре перепутал сотню с десяткой. Извиняемся, все довольны.

К чему это я рассказал?

Во-первых, все проблемы с клиентами решаются без нервов вообще.

Во-вторых, это был единственный случай за три месяца, когда я взял от клиента сотню. Такие крупные банкноты в нале не ходят, максимум двадцатки, остальное по карте. Достаточно забавный факт, учитывая что на просторах СНГ это самая ходовая банкнота.

Почти сразу же после трудоустройства в Маке я познакомился с молодым бразильцем. Сейчас даже не вспомню его имени. Вроде-как Даниэль. Сперва общались довольно позитивно. Он очень удивился моей часовой ставке з/п — на $0,5 выше чем у него. Рассказывал что он уже несколько лет в США и жаловался, что не может найти более высокооплачиваемую работу. Пожалел я его, приободрил.

Но когда я с ним начал работать… я его чуть не проклял.

Он не умел делать совершенно ничего. Не мог нормально запаковать гамбургер в бумажку, не мог нормально помыть посуду, не мог принести нужный продукт из холодильника. Он не мог у себя за спиной завязать концы фартука, о чём ещё можно говорить? В двадцать лет-то! Я, пилять, завязывал ему фартук!

Это преамбула. Фабула началась далее. Раз в неделю в МакДак приходила фура-рефрижератор с замороженными продуктами, которую необходимо быстро разгрузить. Мы быстро сработались с моим напарником из Гвинеи Биссау (я писал о нём в прошлой части) и без напряга делали эту работу вдвоём. Иногда нам в помощь давали этого… эээ, бразильского мальчика. Мы отнекивались, но не могли отказать менеджерам. Обычно он в течение первых 10 минут разгрузки так нас доставал, что мы его посылали и, как обычно, разгружали фуру вдвоём.

Роликовый конвейер, хорошее знание морозильника, умение складировать продукты в соответствии со сроками годности — мы укладывались с разгрузкой за 40 минут. И вдруг однажды мой напарник из Гвинеи Биссау заболел и не вышел на работу. И как назло именно в этот день пришла фура, которую нужно разгружать.

Мне дали в помошь моего бразильского друга. Через полчаса мучений, переделывая и исправляя каждое действие этого идиота, я его послал. Разгрузил фуру один, чуть не грохнувшись в морозильнике пару раз — этот криворукий успел уронить на пол пакет молока. Пакет, конечно же, разлился и молоко (в морозильнике -18C) мгновенно замёрзло. Пол превратился в каток. Ох как я его материл тогда… Разгружал фуру часа три…

На работу, как я уже говорил, я добирался на велосипеде. Старенький такой, шоссейный, похож на наш ХВЗ. Однажды я проколол на нём колесо. Доволок кое-как домой, но отремонтировать быстро не получилось. Мой любезный эмигрант предложил мне на замену… детский велосипед своей дочери. Без шуток! Я сначала поржал, но что делать? Ехать-то надо, пешком вообще не вариант добираться. Я представляю как это выглядело со стороны, но мне в тот момент было уже пофиг 🙂 Пару дней так катался, ребята в Маке с меня ржали 😀

Добивал ситуацию кем-то сбитый и раскатанный в асфальт скунс, мимо которого нужно было проезжать несколько раз в день по пути на работу / с работы… Вонь стояла в радиусе 70 метров.

Однажды в разгар рабочего дня на кухне раздался сильный грохот — развалился большой двухъярусный металлический стол с оборудованием и продуктами. Работа была парализована на полдня, а меня с моим гвинейским другом срочно отправили добывать новый стол. Вручили пикап и дали указание ехать в закрытый заброшенный ресторан в паре десятков миль от нашего. Это было классное приключение. Ресторан был реально заброшенный, даже не ожидал такое увидеть. Навал вещей, огромный слой пыли и пустота…

США Work&Travel

Накануне очередного рабочего дня мои эмигранты отмечали какой-то праздник в бане (которая находилась в 3-х метрах от моей комнаты). Компания была очень шумная, но я её не слышал — просто рухнул спать, аки мёртвый. Сплю я и снится мне тот самый менеджер Марк, с которым я про холодную войну тёр. Приходит, значит, он ко мне во сне и спрашивает строгим голосом, почему я здесь сплю а не работаю. А я оправдываться начинаю… Потом прямо от своего смеха проснулся 🙂

Будни шли один за одним, бразильский друг всё так же тупил, его соотечественница роняла булки на пол, поднимала и дальше готовила из них гамбургеры (на самом деле приукрасил, немного, всего один раз так было). Масло в фритюрнице меняли раз в 1-1,5 месяца, а пятнадцатиминутный таймер подогрева бургеров обнулялся раза три перед выбросом лишних бургеров в мусорку (т.е. они томились в ожидании 45 минут вместо положенных 15-ти).

Но это мелочи. Они даже немного веселили.

Стало не очень смешно, когда из-за недосыпания я начал ловить глюки. Первый раз я начал слышать какие-то голоса. Второй раз я увидел на скорой помощи, стоящей в очереди на drive through, опознавательный знак «BY» (Беларусь). Присмотрелся, оказалось всего лишь «81».

Именно тогда я понял, что я дошёл до грани, я нашёл свой предел. Хорошо это или нет? Наверное хорошо, я больше не буду так работать. И мне повезло на самом деле, потому некоторые перешагивают эту грань. Уснувшие за рулём таксисты, официанты с сердечным приступом…

Но были и приятные моменты, куда без них. Причём если основная масса отрицательных воспоминаний связана с Макдаком, положительные, как ни странно, в основном я получил в Wendy’s. Там реально было приятно работать, несмотря на то что приходилось делать это ночью. Очень приятные чернокожие менеджеры, забавные эпизоды.

Когда я только устроился на работу меня сильно впечатлил способ обучения меня моей работе одним из менеджеров. Как обычно у нас поступает руководитель? Он даёт указания новичку как ему держать метлу, как мести, показывает пальцем куда мусор нести и уходит. А этот менеджер просто взял и сделал всю работу за меня. Я просто стоял весь день рядом с ним и наблюдал как он работает. А он мне говорил, учись как надо делать и показывал. В том числе и самую грязную работу. Очень круто. Ещё мы с ним про Ленина чё-то перетёрли, тоже было забавно 🙂

Меня, кстати, очень впечатлил процесс мытья пола в Уэндис: на пол выливается на куча вёдер воды (уровень местами достигает 10 см), всё это дело трётся шваброй, а затем воду просто отсасывают пылесосом. Техника безопасности? Не, не слышали. Может там пылесосы специальные, я не знаю 🙂 Но выглядело стрёмно.

Однажды я стоял в Уэндиз на драйв-тру, принял заказ, взял деньги и отдал заказ. Маленький нюанс — это был час ночи и чувак был без машины. Просто пешком забрал заказ. По правилам ресторана делать так было строжайше запрещено, т.к. частенько клиент без машины являлся грабителем. Может быть даже с оружием. Больше я таких ребят не обслуживал.

США Work&Travel

Однажды я выдавал заказы на том же драйв-тру, а клиентка мне захотела сиськи показать 😀 Ну чо, бывает в Америке такое 🙂 Я смутился, а за спиной, как оказалось, менеджер стоял, очень неловкий был момент 🙂

Был в Wendy’s аналог МакДаковского бразильца. Только в Уэндиз это был негр-креолец. Его звали Риккардо, но все его называли Риккардо-Масиси. Чуть позже я узнал, что «масиси» по-креольски (эт какое-то африканское наречие) означает пи.р человек нетрадиционной сексуальной ориентации. И было за что, при всей его мягкости характера он совершенно не хотел работать, в отличие от остальных негров чёрных парней.

Вообще, чёрные, с которыми мне довелось работать, реально крутые парни. Живые, трудолюбивые, с классным чувством юмора. Работать с ними было очень приятно. Про политкоректность и расизм в Америке я, пожалуй, расскажу в следующей части.

А в один из последних вечеров моего пребывания в США завалились две тачки студентов, которые предлагали мне затусить. И, чёрт возьми, это было очень заманчиво. И иногда я даже жалею, что мне не получилось поприсутствовать на настоящей американской вечеринке. Но я посчитал сколько я бабок потеряю за эти два дня, я отказался. Жаль…

Именно после такого жёсткого ритма работы я больше не могу сидеть на попе спокойно и ничего не делать.

Именно американский опыт дал мне понять следующую истину: благосостояние страны не зависит ни от чего, кроме как от трудолюбия и самоотверженности на работе обычных жителей страны.

Я вернулся из США и с недоумением смотрел на своих одногруппников в универе, которые в возрасте 19-20 лет жили за счёт родителей, не особо напрягались по учёбе и, тем более, по поиску работы. И таких абсолютное большинство. У нас почему-то это норма. А в США норма с 14-ти лет искать себе работу чтобы ежемесячно иметь СВОИ СОБСТВЕННЫЕ $200. С 14-ти (!) лет. Имея вполне обеспеченных родителей. У них ЭТО норма.

Трудятся все, работают самоотверженно и много. Ещё более серьёзно к работе относятся в Японии и Южной Корее. Результат развития этих стран заметен невооружённым глазом. Не все хотят так работать, но если не работать большого достатка не будет.

Этим мне и нравится Америка в отличии от России, Беларуси и прочих стран СНГ. У нас ум и способности не всегда определяют уровень достатка. Чаще решают знакомства и блат, наглость и везение так или иначе. По крайней мере на периферии.

В следующей части я расскажу о своём видении американского быта. Запаситесь терпением, будет интересно 😉


Опубликовано с согласия автора текста Voffffka

Просмотров: 2 646
Автор:
Сен 10, 2014 в категории Блоги, США


Тэги



ThaiSabai.ru – журнал о путешествиях и для путешественников.